Иллюминаты (лат. illuminati — просвещенные) — общее название нескольких тайных групп, современных и исторических, реально существовавших и фиктивных, раскрытых или предполагаемых. Однако под «иллюминатами» обычно понимают общество баварских иллюминатов, наименее секретное из всех тайных обществ в мире. Обычно использование данного термина предполагает наличие зловещей организации заговорщиков, которая стремится управлять мировыми делами. Название иллюминатов, пишет В. Эрцен-Глерон, носило несколько религиозно-мистических обществ. Первое из них возникло в 1575 г. В Испании под именем Alombrados. В 1623 г. такое же общество (Guerients) возникло во Франции. Оба они погибли от преследований инквизиции. В 1722 г. на юге Франции образовалось новое общество иллюминатов, просуществовавшее до самой революции. Чаще всего под именем иллюминатов подразумевается тайное общество. Орден иллюминатов основал молодой немецкий профессор права Адам Вейсгаупт. Рано лишившись отца, он с восьми лет начал учиться в иезуитской гимназии. Невежество и тупая жестокость преподавания с детства привили ему отвращение к вере, которую он отождествлял со своими учителями-иезуитами. Едва достигнув пятнадцатилетнего возраста, Вейсгаупт поступил учиться в Ингольштадтский университет, в котором господствовала такая же бездушная схоластика. В двадцать лет, с его слов, он мог доказать истинность своей веры только ссылаясь, что «так говорит церковь». Одаренный, одержимый неутомимым честолюбием молодой выпускник рано получил докторское звание, а затем и место профессора канонического и естественного права в родном университете. В учебном заведении он скоро оказался втянутым в междоусобные интриги между сторонниками своего крестного отца «реформатора» Адама Икштатта с одной стороны, и тайными сторонниками иезуитов с другой. Пытаясь найти выход для своего неизмеримого честолюбия, молодой профессор ищет точку опоры вне институтских стен. Неустанные поиски вскоре приводят его к масонам, и в 1774 г. Он становится членом ложи строгого послушания. В течение двух лет он прошел все ступени посвящения. Разочаровавшись в пустоте внутреннего содержания масонских инициации, Вейсгаупт приходит к мысли о создании собственного тайного общества. Он видел его реально способным усовершенствовать людей и преобразовать весь мир. Конечной целью нового общества ставилась задача всеобщей бескровной революции и установление на земле «золотого века». Непримиримый враг своих бывших наставников-иезуитов. Вейсгаупт успешно перенял их тактические и дисциплинарные приемы. Его восхищала способность учителей использовать самый различный набор средств для достижения поставленных целей. В принцип не только своего поведения, но и в устав создаваемого им общества он вложил постулат: «цель оправдывает средства». Крайняя неразборчивость в средствах, тщеславное стремление к безраздельному господству не украшали и не придавали ему привлекательности. Основательная иезуитская школа и знакомство с масонскими ложами открыли и вдохновили честолюбивого ученого на создание общества по переустройству мира. Однако Вейсгаупт и его сторонники не были революционерами. Они предполагали тяжелый, рассчитанный на века труд просвещения и самоусовершенствования человечества, которое в конечном итоге все-таки достигает царства разума и добродетели. Вейсгаупт видел, что членами общества должны быть «предприимчивые, ловкие, вкрадчивые люди. Он говорил: «Ищите прежде всего знатных, могущественных, богатых..Идеалом новообращенного становится человек ловкий, старательный, общительный, если к тому же он богат, знатен и влиятелен — тем лучше». Программа нового тайного общества, составленная самим инициатором, заключалась в следующем: «Все члены этого общества должны незаметно и без видимой настойчивости распространять свое влияние на людей всех классов, всех националь- ностей и всех религий, должны воспитывать ум в одном известном направлении, но делать это надлежит в глубокой тишине и со всей возможной энергией. Необходимо сделать наши принципы модными, дабы молодые писатели распространяли их в обществе и таким образом помимо своей воли служили нашему делу.. Необходимо также приобрести приверженность пылких голов, горячо проповедовать всеобщие интересы человечества... Каждый из нас должен обязаться осведомлять наших старших о должностях, службах, выгодах и иных почестях, которыми мы можем располагать или которые мы можем получить путем рекомендаций, чтобы таким образом наши старшины получали возможность замещать эти должности достойными членами нашего ордена, служа им опорою, дабы незаметно видоизменить окружающий мир. Сильных мира сего необходимо окружать легионом неутомимых, направляющих всюду дела по предназначению ордена..Вяжите руки всем сопротивляющимся, уничтожайте, душите зло в корне. Давите всех, кого вы не сумеете убедить». После долгих поисков обществу было дано название иллюминатов (просвещенных). Днем его учреждения избрали 1 мая 1776 г., впоследствии этот день стал международным праздником солидарности всех трудящихся. Поначалу в обществе было всего девять человек, через три года оно уже имело четыре отделения в разных городах Баварии. Организационно поглощая близкие по духу масонские ложи, движение расширялось за счет многих влиятельных лиц на местах. К ордену иллюминатов принадлежали Гете, Гердер, герцог Карл Август, Моцарт и другие известные фигуры своего времени. Вскоре орден уже имел свои ложи не только в Австрии и Венгрии, но и в Польше, Нидерландах, Дании, Швеции, Италии, Испании, Швейцарии. Движение привело в свои ряды тысячи новых членов. Его последователи придерживались жесткой программы обучения. Они достигали вершин путем познания все более сложных идей. Вокруг жизнедеятельности ордена была построена стена таинственности. Только члены ареопага (правления) знали, что Спартак (Вейсгаупт) был лидером движения, другие члены лож также скрывались под звучными псевдонимами. В строгом секрете держались места собраний лож. Практикуя тактику иезуитов, иллюминаты шпионили и доносили друг на друга. В 1794 г., захватив в Баварии власть, герцог Карл Теодор немедленно постановил запретить все несанкционированные общества. При обыске одного из иллюминатов, пишет А. Клизовский, были обнаружены порочившие их бумаги: трактаты, оправдывающие самоубийства, документы, изобличающие главу ордена в принуждении сожительницы к аборту. В то время подобных фактов было более чем достаточно для возбуждения уголовного дела. Мгновенно лишившись места, опальный профессор тайно покинул свою родину. После нашумевшего скандала с разоблачением попытки всемирного заговора, Орден иллюминатов почти на целое столетие исчез с поля зрения, пока революционерам-демократам XIX в. удалось возродить дело Войсга-упта, вдохновив его обновленными революционными идеями. Возродившись, иллюминаты распространились в Германии, Австро-Венгрии, Франции, России и Америке. По некоторым сведениям сейчас они действуют практически во всех странах мира. Очевидно, что создаваемый вокруг мистических орденов ажиотаж, является наилучшей рекламой их деятельности. Исподволь проповедуется «благородное» масонство для избранных, и многие из интеллектуальной элиты принимают его. Возможно, не сознавая даже идей, продавшись за зеленые бумажки, они становятся заложниками сатаны и вынуждены быть просто исполнителями в очередном витке истории. Проповеди откровенного сатанизма, теософии, оккультных мировоззрений до времени маскируются. В низших ложах и многочисленных промасонских организациях заявляется о терпимости к христианству и вообще к людям. Провозвестник теософских взглядов Рерих, идеи которого популярны сегодня, советует уроки тактической лжи брать у основателя Ордена розенкрейцеров. Согласно легенде, возвратившись из Индии в Европу, Христиан Розенкрейцер должен был преподать учение Востока в полухристианском обличий, чтобы защитить своих учеников от мести фанатиков и ханжей. Движущая идея иллюминатов естественным образом противопоставляла их властям и церкви. Не исключено, что создание иллюминатов было частью личной борьбы воспитанного в детстве иезуитами Вейсгаупта против церкви, глава которой, папа римский Климент XIV, в 1773 г. своей буллой запретил Иезуитский орден. В начальный период своего существования общество привлекало новых членов из числа профессоров университета. Вскоре этот ресурс был исчерпан: в орден вступили все профессора за исключением двух. Вейсгаупт переключается на внешние источники. Тем не менее, орден рос медленно. В 1777 г. Вейсгаупт вступил в Мюнхенскую масонскую ложу. Однако привлечение в орден большого количества масонов и бурный рост стали возможными, главным образом, благодаря деятельности барона Ксаверия фон Цвака. В 1782 г., в результате Вильгельмсбадского конгресса, проведенного масонами с целью сближения позиций, многие ложи, видимо, попали под влияние иллюминатов, обеспечив дополнительный приток кандидатов в члены ордена. Иллюминаты придерживались строгой конспирации в сочетании с иерархической структурой, отмечает М. Ланин. Это, а также многие другие традиции и ритуалы, были заимствованы у масонов. Ядром группы был ареопаг из двенадцати наиболее приближенных к Вейсгаупту иллюминатов. Число двенадцать неслучайно, так как члены этого внутреннего круга были также известны как апостолы. Иллюминаты не вели открытого набора в свои ряды. Напротив, орден предпочитал сам отбирать и вербовать членов, порой довольно длительное время исподволь подготавливая и оценивая будущую лояльность кандидата ордену. Процедура инициации включала специальные ритуалы, торжественные клятвы и определение псевдонима, под которым иллюминат будет известен своим товарищам. Сам Вейсгаупт был известен как Спартак. Другие примеры псевдонимов: Фило, Сократ, Августус, Тиберий, Демокед. После инициации, новообращенный иллюминат начинал участвовать в кружках, посвященных изучению философов Просвещения. На данном этапе истинные цели и методы ордена не открывались, и продолжалось изучение отношения новообращенного к институтам церкви и власти, приверженность идеям Просвещения. С каждым новым уровнем инициации, члену ордена открывалось все больше правды относительно истинных целей и средств ордена. При этом иллюминаты постоянно следили друг за другом, стремясь выявить возможных предателей. Орден иллюминатов имел представительства почти во всех странах Европы. Однако, вероятно, числом никогда не превышал двух тысяч человек. После вступления в орден барона фон Книге в 1778 г. стала возможной вербовка просвещенных людей из высшего света. В ордене состояли, например, поэт Гете, герцоги Веймарский и Готский, влиятельные представители духовенства. С баварскими иллюминатами и тайными обществами вообще связывалось множество теорий заговоров. Чаще всего в качестве мотивации тайных обществ приводится жажда мирового господства, тотального контроля над людскими, научными и финансовыми ресурсами. В 1797 г. священник Огюстин де Барюэль опубликовал книгу «Мемуары к истории якобинства», описывающую глобальный заговор с участием множества тайных групп (которые координировали иллюминаты), результатом которого стала Французская революция. Дальнейшей целью де Барюэль предполагал уничтожение христианства, государства и общества как такового. В числе замешанных групп были названы розенкройце-ры, тамплиеры и якобинцы. Де Барюэль охарактеризовал Вей-сгаупта как «мерзостный каприз природы» и всю ответственность за деятельность тайных обществ возложил на него. Почти одновременно, но независимо от него, бывший шотландский масон и профессор натурфилософии в Эдинбургском университете Джон Робисон начинает публиковать книгу «Доказательства тайного заговора против всех религий и правительств Европы». Прочитав книгу де Барюэля, он начинает цитировать его в своем трактате. Робисон доказывал существование заговора с целью заменить все религии гуманизмом и создать единое мировое правительство. Официальной задачей этого общества была борьба с невежеством и распространение нравственности и просвещения. Вейсгаупт сам получил образование под руководством иезуитов и организацию своего общества заимствовал у них. В ее основу был положен строгий иерархический порядок, подчинение членов общества воле его главы и принцип оправдания средств целью. В 1780 г. В союз иллюминатов вступил Книге, который сблизил иллюминатов с масонами; среди иллюминатов распространились порядки масонских лож. Подобно масонам, они делились на различные разряды, и только высшему разряду посвященных открывалась тайная цель общества: замена христианской религии деизмом и монархической формы правления — республиканской. В 1780 г. орден иллюминатов насчитывал до 2 тысяч членов и к нему принадлежали многие высокопоставленные лица. В 1784 г. между Вейсгауптом и Книге возникли раздоры; вслед за тем курфюрст баварский Карл Теодор, владения которого были главным центром деятельности иллюминатов, запретил тайные общества (1785) и стал преследовать их участников. Это положило конец существованию ордена